Нормативно-правовые основы обеспечения качества
природной среды
Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединённых общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, образует природоохранное (экологическое) законодательство.
В Конституции отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.
Ст.2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Ст.9 ч.1 Земля и природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.
Ст.9 ч.2 Право граждан на землю и другие природные ресурсы.
Ст.42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Ст.58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к её богатствам.
Конституция РФ, статье 42: право человека на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением
Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает механизмы взаимодействия общества и окружающей среды, направленного на реализацию положений, прописанных в Конституции РФ
Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Ст.12: Необходимость регламентации выбросов загрязняющих веществ
Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты»
Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
Водный Кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ регламентирует необходимость нормирования сбросов вредных веществ, закрепляет основы охраны водных объектов и их использования, а также определяет порядок предоставления водных объектов конкретным потребителям для различных целей
Федеральный закон от 26.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
регламентирует деятельность в области обращения с отходами и определяет не только пути предотвращения вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду, но и принципы вовлечения отходов во вторичное использование.
Лесной Кодекс РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ: определяет основные принципы лесного законодательства.
Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ: определяет основные принципы земельного законодательства, устанавливает приоритет охраны земли перед ее использованием в качестве объекта недвижимости.
Уровень ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды прописаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном Кодексе РФ
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ
Основные задачи:
Принципы охраны окружающей среды:
приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду и т.д.
Объектами охраны окружающей среды являются:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство;
естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;
объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;
государственные природные заповедники (в том числе биосферные);
государственные природные заказники; памятники природы; национальные, природные и дендрологические парки; ботанические сады;
лечебно-оздоровительные местности и курорты;
иные природные комплексы.
Закон формулирует требования к предприятиям, учреждениям и организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду.
Закон устанавливает обязательность государственной экологической экспертизы вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, государственного экологического контроля, меры ответственности за экологические правонарушения.
Большое значение придаётся сертификации и стандартизации выпускаемой продукции.
Новые принципы природоохранной политики государства: категорирование предприятий
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), - объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением, неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Для объективной оценки возможности негативного влияния производственного сектора на природную среду важна дифференциация вероятных воздействий в зависимости степени воздействия на окружающую среду.
Категории объектов введены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219, который дополнил Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" новой статьей 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с пунктом 1 этой статьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в зависимости от степени воздействия делятся на четыре категории:
Государственный реестр объектов НВОС включает в себя:
Категория объекта устанавливается на основании "Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", утвержденных Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.
Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).
К объектам, оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду, то есть к IV категории, относятся здания, в которых нет источников выбросов веществ I и II классов опасности. Согласно постановлению Правительства РФ от 28.09.15 № 1029, объектами IV категории считаются объекты, на которых одновременно выполняются два условия:
наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Нормативы качества и нормативы воздействия на окружающую среду и их обоснование
Воздействие вредных химических, физических, биологических факторов на биоценоз, т. е. качество окружающей среды, нормируется на государственном уровне. Нормирование качества окружающей природной среды должно способствовать обеспечению благоприятной экологической обстановки для всей биосферы.
Предусмотрены предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на окружающую среду, гарантирующие экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда. Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, а также других государственных стандартов. Нормативы и нормативные документы разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
В основу нормативов качества окружающей среды положены три показателя, учитывающие:
• медицинский уровень – угрозу здоровью человека;
• технологический – способность к техническому и экономическому обеспечению выполнения установленных нормативов;
• научно – технический – наличие и возможность средств контроля установленных норм.
Нормирование заключается в установлении:
1) нормативов качества окружающей среды;
2) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества относятся нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями состояния окружающей среды (например предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде, почвах).
Нормативы воздействия (нормативы выбросов) определяют ограничения на поступление загрязняющих веществ в окружающую среду от различных источников. В свою очередь нормативы выбросов делятся на две категории:
1) количественные ограничения на объем и концентрацию выбросов (например, объемы предельно-допустимых выбросов\сбросов);
2) технологические стандарты на оборудование или технологические процессы (например, нормативы наилучших доступных технологий).
Технологические нормативы - нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей.
Технологические показатели - показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги
Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.