Регламентация поступления загрязняющих веществ в водные объекты

Целью природоохранных мероприятий является обеспечение такого содержания загрязняющих веществ в воде, которое не окажет вредного воздействия ни на качество окружающей среды, ни на здоровье людей. Поэтому задача сводится к ограничению содержания загрязняющих веществ в сбросах.

Нормативы допустимых сбросов (НДС) должны определяться для стационарного источни­ка и (или) совокупности стационарных источников с учетом фонового состояния компонен­тов природной среды.

Согласно Методике [ПРИКАЗ от 17 декабря 2007 года N 333 Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (с изменениями на 31 июля 2018 года)] разработки НДС веществ и ми­кроорганизмов в водные объекты для водопользовате­лей при сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, используются гигиенические нормативы химиче­ских веществ и микроорганизмов, а при сбросе сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения - нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения. В случае одновременного исполь­зования водного объекта или его участка для различных нужд водопользования для состава и свойств его вод при­нимаются наиболее жесткие нормы качества воды из чис­ла установленных.

При расчете НДС для водопользователей, расположенных в пределах водохозяйственного участка, необходимо соблюдение следующего условия:

,

где - сумма нормативов допустимых сбросов по выпускам сточных, в том числе дренажных вод, расположенным в пределах расчетного водохозяйственного участка, т/год;

 - сумма лимитов на сброс загрязняющих веществ со сточными, в том числе дренажными водами по выпускам сточных, в том числе дренажных вод, расположенным в пределах расчетного водохозяйственного участка, т/год;

0,8 НДВхимупр - 80% норматива допустимого воздействия по привносу химического вещества для водопользователей, имеющих управляемые и потенциально управляемые источники загрязнения, т/год. Оставшиеся 20% НДВхимупр используются с учетом перспективы развития территории и появления новых выпусков сточных, в том числе дренажных вод.

Величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных, в том числе дренажных вод - q'(м3/ч) на допустимую концентрацию загрязняющего вещества CНДС (г/м3).

 

 

Основная расчетная формула для определения СНДС без учета неконсервативности вещества (способности вещества изменяться в воде за счет химических и гидрологических процессов) имеет вид:

,

где СПДК предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества

(ПДК) в воде водотока, г/м3;

СФ- фоновая концентрация загрязняющего вещества в водотоке (г/м3) выше выпуска сточных вод, определяемая в соответствии с действующими методическими документами по проведению расчетов фоновых концентраций химических веществ в воде водотоков;

n - кратность общего разбавления сточных вод в водотоке, равная произведению кратности начального разбавления nн на кратность основного разбавления nо (основное разбавление, возникающее при перемещении воды от места выпуска к расчетному створу).

.

 

Независимо от нормативных требований к качеству воды в водном объекте, существуют ограничения на сброс сточных вод.

Запрещается сбрасывать в водные объекты сточные воды, если они:

·        могут быть устранены путем рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения;

·        содержат ценные отходы, которые могут быть утилизированы на данном или других производствах;

·        содержат производственное сырье, реагенты, полупродукты и конечные продукты производства в количествах, превышающих установленные нормативы технологических потерь;

·        содержат вредные вещества, для которых не установлены ПДК;

·        при соблюдении санитарных требований и с учетом состава местных условий могут быть использованы для орошения в сельском хозяйстве.