Система управления экологической безопасностью

Государственная система управления охраной окружающей среды и природопользованием

Система управление охраной окружающей среды и природопользованием - система правовых норм, регулирующих деятельность всех видов государственных органов и управленческих структур по осуществлению природоохранительных функций, направленную на сохранение, восстановление природной среды и экологической безопасности населения.

Основная задача системы: реализация функций исполнительной власти в области охраны окружающей среды во взаимоотношениях со всеми институтами общества.

Особенности системы:

1.наличие у государственных органов правомочий на решение вопросов в области охраны окружающей среды;

2.четкое разграничение полномочий между различными государственными органами;

3.наличие иерархии в структуре системы;

4.утверждение нормативных актов обязательных для исполнения и обращенных к неограниченному кругу лиц;

5.наличие санкций за нарушение норм в сфере охраны окружающей среды.

Механизмы воздействия системы – это меры, направленные на охрану природной среды, а также на создание благоприятных условий для жизни человека.

Механизмы воздействия классифицируют:

-управленческий механизм;

-экономико-юридический механизм;

-правовой механизм;

-механизм особой охраны;

-идеологический механизм;

-международно-правовой механизм.

Система реализуется с помощью следующих видов деятельности:

1.Правотворческая;

2.Правоприменительная;

3.Юрисдикционная.

Основные принципы осуществления хозяйственной на территории РФ:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

  • независимость государственного экологического надзора;

  • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности;

  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной деятельности;

  • приоритет сохранения естественных экологических систем и биологического разнообразия;

  • допустимость воздействия хозяйственной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

 

В систему охраны окружающей среды и управления природопользованием входит ряд специфических инструментов и рычагов.  

Рис. 6.1. Система управления экологической безопасностью

Рис. 6.2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды

Рис. 6.3. Платность природных ресурсов РФ

Экологические платежи должны обеспечивать :

• оптимальное соотношение стоимости продукции, затрат на её производство и величины ущерба окружающей среде;

• компенсацию экологического ущерба загрязнителем, а не всем обществом (принцип «загрязнитель платит»).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение, размещение отходов производства и потребления.

Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия с учётом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

- Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением объектов IV категории.

- Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы (за ТКО не платим).

- Декларации о плате за НВОС обязаны предоставлять юридические лица, осуществляющие деятельность на объектов I,II,III категорий.

- Плата за НВОС исчисляется путем умножения величины платежной базы на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов.

 

Экономические рычаги управления экологической безопасностью

При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

коэффициент 0 – за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; за объём или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования;

коэффициент 1 – за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; за объём или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение;

коэффициент 25 – за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов; за объём или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение;

коэффициент 100 – за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объём или массу.

Экологическое страхование

    Экологическое страхование – это страхование гражданской ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой (страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде).

    Обязательному экологическому страхованию подлежат экологически особо опасные объекты (группа А – особо опасные предприятия), к которым принадлежат все предприятия химической, нефтеперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, энергетики, в том числе атомной, нефте-, газо- и горнодобывающей отраслей.

 

    Предприятия группы Б (опасные) подлежат обязательному или добровольному страхованию по согласованию с администрацией субъекта Федерации, которая имеет обязательный перечень таких объектов на своей территории.

 

    Остальные предприятия (неопасные) подлежат добровольному экологическому страхованию.

 

Административно-технологические рычаги управления экологической безопасностью

 

лицензирование природопользования;
арендные отношения;
экологическая экспертиза;
оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
экологическая сертификация;
экоаудит.

 

    Лицензирование природопользования – административно-правовое регулирование экологических отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания. Лицензия на природопользование имеет три признака, согласно которым она является:

1.актом собственника природного ресурса;
2.формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса;
3.средством регулирования рационального природопользования.

    Предметом арендных отношений в природопользовании является использование земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов. По договору на аренду природных ресурсов одна сторона - арендодатель - обязуется передать другой стороне - арендатору - для целевого использования определённые виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи) на установленный договором срок.

 

Экологическая экспертиза

 

Экологическая экспертиза - установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность, экологическим требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды.

Целью проведения экологической экспертизы является предотвращение негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза делится на:

-государственную экологическую экспертизу федерального и регионального уровня (ГЭЭ);

-общественную экологическую экспертизу(ОЭЭ).

ГЭЭ организуется и проводится Росприроднадзором (ГЭЭ федерального уровня) и органами государственной власти субъектов РФ (ГЭЭ регионального уровня).

ОЭЭ организуется и проводится гражданами и общественными организациями.

   

 

Экологическая экспертиза включает в себя:

1. Оценку воздействия на ОС (ОВОС), которая обеспечивает учет экологических требований на стадии разработки.

2. Государственную экологическую экспертизу, которая учитывает экологические требования на стадии принятия управленческих решений.

В основу экологической экспертизы закладываются следующие принципы:

·          презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой и иной деятельности;

·          обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта экспертизы (в качестве гарантии предусматривается возможность открытия финансирования работ по проектам и программам только при наличии положительного заключения экспертизы);

·          комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

·          обязательности учета требований экологической безопасности;

·          достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

·          независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий (то есть непременным условием является организационная и финансовая независимость организующих и осуществляющих экспертизу органов, которая обеспечивается как за счет финансирования из бюджета, так и за счет средств, поступающих от заказчика за выполнение экспертных работ);

·          научной обоснованности, объективности и законности сделанных заключений (учитывая, что экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс, очевидна необходимость ее проведения на современном научно-техническом уровне с использованием новейших форм исследований и квалифицированных ученых и специалистов; причем результаты работы должны не только фиксировать допущенные нарушения, но и давать научно обоснованную оценку последствий, а также – рекомендации органам, принимающим решения, по устранению и исправлению недостатков );

·          гласности, участия граждан и общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

·          ответственности участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.

Объектами ГЭЭ федерального уровня являются:

Объектами ГЭЭ регионального уровня являются:

Особенности проведения ГЭЭ:

Заключение ГЭЭ представляет собой документ, подготовленный экспертной комиссией ГЭЭ, содержащий обоснованные выводы о соответствии документации экологическим требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды.

Положительное заключение ГЭЭ теряет юридическую силу в случае:

Правовым последствием отрицательного заключения ГЭЭ является запрет реализации объекта ГЭЭ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций.

 

Административно-технологические рычаги управления экологической безопасностью

    Порядок организации и проведения экологической экспертизы:

1.назначение экспертизы и её организация;
2.сбор, обобщение, анализ и оценка поступившей информации;
3.формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;
4.представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его в качестве заключения ГЭЭ руководителем компетентного органа;
5.разрешение споров и при необходимости проведение повторной экспертизы.

 

Заключение государственной экологической экспертизы:

Øможет быть положительным (представленная на экспертизу документация соответствует экологическим требованиям, содержащимся в законодательстве и технических регламентах) или отрицательным (НЕ соответствует экологическим требованиям);
Øдолжно быть одобрено не менее чем 2/3 состава экспертной комиссии;
Øутверждается  федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов РФ.

 

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

В рамках ОВОС:

ОВОС проводится в отношении любой планируемой хозяйственной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

Процедура ОВОС осуществляется, как правило, в рамках технико-экономического обоснования, в её основе – взгляд на экологические проблемы, как на конфликт в общественных отношениях.

ОВОС представляет собой выявление, анализ и оценку предполагаемых воздействий намечаемой деятельности, изменений в ОС в результате этих воздействий.

Цели ОВОС:

1. Всестороннее рассмотрение предполагаемых выгод и потерь эколого-социально и экономического развития.

2. Выработка эффективных мер по снижению уровня неблагоприятного воздействия.

3. Разрешение в регионах экологических конфликтов.

 

Основные принципы ОВОС:

Материалы по ОВОС должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований.

Этапы проведения ОВОС:

1.Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение ОВОС;

2.Проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС;

3.Предоставление общественности возможности ознакомиться с материалами по ОВОС;

4.Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса.

Результатами ОВОС являются:

Результаты ОВОС документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью проектной документации по этой деятельности, используемой в процессе принятия управленческих решений.

 

 

Экологическая сертификация

    Экологическая сертификация – установление соответствия продукции требованиям экологическому законодательству.

Статья 31 Закона «Об охране окружающей среды»:

1.Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.
2.Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной.
3.Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

 

    Обязательной экологической сертификации подлежат:

системы управления окружающей средой;
предприятия и организации, в том числе оборонной промышленности, использующие вредные технологии;
продукция, способная оказать вредное воздействие на окружающую среду;
отходы производства и потребления и деятельность в сфере обращения с отходами.

 

    Порядок проведения работ по экосертификации в общем виде предусматривает:

Подачу заявителем заявки на получение сертификата и всех необходимых документов в сертификационный центр.
Проведение анализа всей предоставленной документации на товар или продукцию сертификационным органом и вынесение решения по заявке.
После подписания договора, проведение анализа протоколов испытаний, аудит производства или технического процесса, определение загрязнителей.
Отбор образцов для испытаний.
Испытания товара или продукции.
Принятие решения о выдаче или отказе в выдаче сертификата экологической безопасности.
Оформление сертификата соответствия с последующей его передачей заявителю.

 

Экологический аудит

    Экологический аудит – это систематически проводимый и документированный процесс проверки, заключающийся в объективном получении и оценке информации с целью определения соответствия конкретных экологических мероприятий, условий, систем управления или информации о них критериям аудита, а также передачи результатов этого процесса заказчику.

 

    Обобщенная процедура программы экологического аудита включает в себя:

1.Этап подготовительных работ (мотивацией является заключение финансового договора).
2.Планирование программы экоаудита (предварительный сбор, обобщение исходных данных).
3.Работа на объектах экологического аудита.
4.Заключительный этап. Подготовка отчётных материалов.
5.Использование материалов экологического аудита.

Основные процедуры, используемые в процессе экоаудита:

проверка первичной документации, журналов регистрации и прочих материалов, содержащих показатели природоохранной деятельности (платежи за пользование природными ресурсами и размещение отходов, экологическая статистика отчётности, паспорт водного хозяйства и др.);
сбор информации в рамках программы экоаудита, включая собеседования и тестирование сотрудников;
визуальное обследование объекта;
проверка состояния и эксплуатации технических средств;
исследование характеристик окружающей среды и факторов негативного воздействия;
выработка рекомендаций по совершенствованию природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов.

Информационные рычаги управления экологической безопасностью

·Экологический мониторинг
·Производственный экологический мониторинг
·Экологический контроль
·Экологическое образование
·Экологическое просвещение, реклама

 

Экологический контроль состояния окружающей среды

 

Различаются следующие виды экологического контроля:

- государственный;

- общественный;

- производственный.

 

Целью государственного контроля в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов являются обеспечение экологической безопасности, экономия природных и энергетических ресурсов, устойчивое использование биологических ресурсов, повышение конкурентоспособности национальной продукции.

 

ГОСТ Р 56059-2014 «Производственный экологический мониторинг. Общие положения»

Производственный экологический мониторинг (ПЭМ) осуществляемый в рамках производственного экологического контроля – это мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, включающий долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, её загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния окружающей среды, её загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций) и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Основные задачи ПЭМ:

Øрегулярные наблюдения за состоянием и изменением окружающей среды в районе размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
Øпрогноз изменения состояния окружающей среды в районе размещения объектов;
Øвыработка предложений о снижении и предотвращении негативного воздействия на окружающую среду.

 

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (Производственный экологический контроль - ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды.

- Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий:

- Программа ПЭК содержит сведения:

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

Øоб инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
Øоб инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
Øоб инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
Øо подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
Øо собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
Øо периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Результаты производственного контроля

Результаты осуществления производственного экологического контроля, включают в себя документированную информацию:

Øо технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
Øо фактических объёме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
Øоб обращении с отходами производства и потребления;
Øо состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

Виды отчётности по результатам ПЭК (ГОСТ Р 56061-2014 )

Øотчёты, представляемые руководству организации;
Øрезультаты ПЭК, представляемые в соответствующий орган государственного экологического надзора;
Øрезультаты ПЭК, предоставляемые населению и другим заинтересованным сторонам (в т.ч. на добровольной основе).

 

Подготовка отчётности по производственному экологическому мониторингу осуществляется в три стадии:

qсбор данных; 
qобработка и интерпретация данных;
qпредставление результатов.

Экологический надзор 

Государственный экологический надзор (ГЭН)  -  деятельность уполномоченных  органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством, об охране окружающей среды.

ГЭН осуществляется :

  • Росприронадзором (федеральный);
  • органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный).
- При проведении плановой проверки органы контроля обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
- При осуществлении федерального  ГЭН применяется риск-ориентированный подход.