Система управление охраной окружающей среды и природопользованием - система правовых норм, регулирующих деятельность всех видов государственных органов и управленческих структур по осуществлению природоохранительных функций, направленную на сохранение, восстановление природной среды и экологической безопасности населения.
Основная задача системы: реализация функций исполнительной власти в области охраны окружающей среды во взаимоотношениях со всеми институтами общества.
Особенности системы:
1.наличие у государственных органов правомочий на решение вопросов в области охраны окружающей среды;
2.четкое разграничение полномочий между различными государственными органами;
3.наличие иерархии в структуре системы;
4.утверждение нормативных актов обязательных для исполнения и обращенных к неограниченному кругу лиц;
5.наличие санкций за нарушение норм в сфере охраны окружающей среды.
Механизмы воздействия системы – это меры, направленные на охрану природной среды, а также на создание благоприятных условий для жизни человека.
Механизмы воздействия классифицируют:
-управленческий механизм;
-экономико-юридический механизм;
-правовой механизм;
-механизм особой охраны;
-идеологический механизм;
-международно-правовой механизм.
Система реализуется с помощью следующих видов деятельности:
1.Правотворческая;
2.Правоприменительная;
3.Юрисдикционная.
Основные принципы осуществления хозяйственной на территории РФ:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость государственного экологического надзора;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем и биологического разнообразия;
допустимость воздействия хозяйственной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В систему охраны окружающей среды и управления природопользованием входит ряд специфических инструментов и рычагов.
Рис. 6.1. Система управления экологической безопасностью
Рис. 6.2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
Рис. 6.3. Платность природных ресурсов РФ
Экологические платежи должны обеспечивать :
• оптимальное соотношение стоимости продукции, затрат на её производство и величины ущерба окружающей среде;
• компенсацию экологического ущерба загрязнителем, а не всем обществом (принцип «загрязнитель платит»).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
• хранение, захоронение, размещение отходов производства и потребления.
Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия с учётом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
- Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением объектов IV категории.
- Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы (за ТКО не платим).
- Декларации о плате за НВОС обязаны предоставлять юридические лица, осуществляющие деятельность на объектов I,II,III категорий.
- Плата за НВОС исчисляется путем умножения величины платежной базы на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов.
Экономические рычаги управления экологической безопасностью
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
коэффициент 0 – за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; за объём или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования;
коэффициент 1 – за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; за объём или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение;
коэффициент 25 – за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов; за объём или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение;
коэффициент 100 – за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объём или массу.
Экологическое страхование
Экологическое страхование – это страхование гражданской ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой (страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде).
Обязательному экологическому страхованию подлежат экологически особо опасные объекты (группа А – особо опасные предприятия), к которым принадлежат все предприятия химической, нефтеперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, энергетики, в том числе атомной, нефте-, газо- и горнодобывающей отраслей.
Предприятия группы Б (опасные) подлежат обязательному или добровольному страхованию по согласованию с администрацией субъекта Федерации, которая имеет обязательный перечень таких объектов на своей территории.
Остальные предприятия (неопасные) подлежат добровольному экологическому страхованию.
Административно-технологические рычаги управления экологической безопасностью
Лицензирование природопользования – административно-правовое регулирование экологических отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания. Лицензия на природопользование имеет три признака, согласно которым она является:
Предметом арендных отношений в природопользовании является использование земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов. По договору на аренду природных ресурсов одна сторона - арендодатель - обязуется передать другой стороне - арендатору - для целевого использования определённые виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи) на установленный договором срок.
Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза - установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность, экологическим требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды.
Целью проведения экологической экспертизы является предотвращение негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Экологическая экспертиза делится на:
-государственную экологическую экспертизу федерального и регионального уровня (ГЭЭ);
-общественную экологическую экспертизу(ОЭЭ).
ГЭЭ организуется и проводится Росприроднадзором (ГЭЭ федерального уровня) и органами государственной власти субъектов РФ (ГЭЭ регионального уровня).
ОЭЭ организуется и проводится гражданами и общественными организациями.
Экологическая экспертиза включает в себя:
1. Оценку воздействия на ОС (ОВОС), которая обеспечивает учет экологических требований на стадии разработки.
2. Государственную экологическую экспертизу, которая учитывает экологические требования на стадии принятия управленческих решений.
В основу экологической экспертизы закладываются следующие принципы:
· презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой и иной деятельности;
· обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта экспертизы (в качестве гарантии предусматривается возможность открытия финансирования работ по проектам и программам только при наличии положительного заключения экспертизы);
· комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;
· обязательности учета требований экологической безопасности;
· достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
· независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий (то есть непременным условием является организационная и финансовая независимость организующих и осуществляющих экспертизу органов, которая обеспечивается как за счет финансирования из бюджета, так и за счет средств, поступающих от заказчика за выполнение экспертных работ);
· научной обоснованности, объективности и законности сделанных заключений (учитывая, что экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс, очевидна необходимость ее проведения на современном научно-техническом уровне с использованием новейших форм исследований и квалифицированных ученых и специалистов; причем результаты работы должны не только фиксировать допущенные нарушения, но и давать научно обоснованную оценку последствий, а также – рекомендации органам, принимающим решения, по устранению и исправлению недостатков );
· гласности, участия граждан и общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
· ответственности участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.
Объектами ГЭЭ федерального уровня являются:
Объектами ГЭЭ регионального уровня являются:
Особенности проведения ГЭЭ:
Заключение ГЭЭ представляет собой документ, подготовленный экспертной комиссией ГЭЭ, содержащий обоснованные выводы о соответствии документации экологическим требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды.
Положительное заключение ГЭЭ теряет юридическую силу в случае:
Правовым последствием отрицательного заключения ГЭЭ является запрет реализации объекта ГЭЭ.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций.
Административно-технологические рычаги управления экологической безопасностью
Порядок организации и проведения экологической экспертизы:
Заключение государственной экологической экспертизы:
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
В рамках ОВОС:
определяются возможные неблагоприятные воздействия;
проводится оценка экологических последствий;
проводится учет общественного мнения;
осуществляется разработка мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
ОВОС проводится в отношении любой планируемой хозяйственной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.
Процедура ОВОС осуществляется, как правило, в рамках технико-экономического обоснования, в её основе – взгляд на экологические проблемы, как на конфликт в общественных отношениях.
ОВОС представляет собой выявление, анализ и оценку предполагаемых воздействий намечаемой деятельности, изменений в ОС в результате этих воздействий.
Цели ОВОС:
1. Всестороннее рассмотрение предполагаемых выгод и потерь эколого-социально и экономического развития.
2. Выработка эффективных мер по снижению уровня неблагоприятного воздействия.
3. Разрешение в регионах экологических конфликтов.
Основные принципы ОВОС:
При проведении ОВОС необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности;
При проведении ОВОС исполнитель обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной деятельности;
Обеспечение участия общественности в ОВОС является неотъемлемой частью процесса проведения ОВОС и осуществляется на всех этапах;
Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических последствий в случае реализации хозяйственной деятельности;
Материалы по ОВОС должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований.
Этапы проведения ОВОС:
1.Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение ОВОС;
подготовка обосновывающей документации;
информирование общественности;
проведение предварительной оценки;
составление технического задания на проведение ОВОС;
2.Проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС;
анализ состояния территории;
выявление возможных воздействий;
определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия;
оценка эффективности мероприятий и возможности их реализации;
подготовка предварительного варианта материалов ОВОС;
3.Предоставление общественности возможности ознакомиться с материалами по ОВОС;
4.Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса.
Результатами ОВОС являются:
информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, оценке экологических последствий и их значимости, возможности минимизации воздействий;
выявление и учет общественных предпочтений;
решение по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта) или отказа от нее с учетом результатов проведенной ОВОС.
Результаты ОВОС документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью проектной документации по этой деятельности, используемой в процессе принятия управленческих решений.
Экологическая сертификация
Экологическая сертификация – установление соответствия продукции требованиям экологическому законодательству.
Статья 31 Закона «Об охране окружающей среды»:
Обязательной экологической сертификации подлежат:
Порядок проведения работ по экосертификации в общем виде предусматривает:
Экологический аудит
Экологический аудит – это систематически проводимый и документированный процесс проверки, заключающийся в объективном получении и оценке информации с целью определения соответствия конкретных экологических мероприятий, условий, систем управления или информации о них критериям аудита, а также передачи результатов этого процесса заказчику.
Обобщенная процедура программы экологического аудита включает в себя:
Основные процедуры, используемые в процессе экоаудита:
Информационные рычаги управления экологической безопасностью
Экологический контроль состояния окружающей среды
Различаются следующие виды экологического контроля:
- государственный;
- общественный;
- производственный.
Целью государственного контроля в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов являются обеспечение экологической безопасности, экономия природных и энергетических ресурсов, устойчивое использование биологических ресурсов, повышение конкурентоспособности национальной продукции.
ГОСТ Р 56059-2014 «Производственный экологический мониторинг. Общие положения»
Производственный экологический мониторинг (ПЭМ) осуществляемый в рамках производственного экологического контроля – это мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, включающий долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, её загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния окружающей среды, её загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций) и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Основные задачи ПЭМ:
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (Производственный экологический контроль - ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
- Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий:
разрабатывают и утверждают программу ПЭК;
осуществляют ПЭК;
документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам ПЭК;
ежегодно направляют отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.
- Программа ПЭК содержит сведения:
об инвентаризации выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
об уровнях физического воздействия;
о состоянии окружающей среды;
о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
Результаты производственного контроля
Результаты осуществления производственного экологического контроля, включают в себя документированную информацию:
Виды отчётности по результатам ПЭК (ГОСТ Р 56061-2014 )
Подготовка отчётности по производственному экологическому мониторингу осуществляется в три стадии:
Экологический надзор
Государственный экологический надзор (ГЭН) - деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством, об охране окружающей среды.
ГЭН осуществляется :