Одним из направлений решения вопросов обеспечения качества окружающей среды, охраны здоровья, обеспечения безопасности потребителя различных товаров и услуг является сертификация. Термин «сертификация» используют достаточно широко, применяя его к оценке качества конкретных товаров, услуг, процессов (в том числе и технологических), систем (например, систем качества), производства.
![]() |
Сертификация соответствия – это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. При этом под соответствием понимается соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или услуге. Под третьей стороной понимается лицо или орган, признаваемый независимым от участвующих в рассматриваемом вопросе сторон. |
Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщика (первая сторона) и покупателей (вторая сторона). Следует особо подчеркнуть, что сертификация – это всегда действие третьей стороны.
Экологическая сертификация является управленческой мерой по обеспечению качества товаров, работ, услуг экологического характера. Экосертификация проводится с целью создания экономико-правового механизма по реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.
Экосертификация способствует:
· внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
· производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности;
· созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям;
· совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью;
· предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукций, технологий, отходов, услуг;
· интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнение международных обязательств.
Для создания правовой базы организации и проведения работ по экосертификации МПР России формирует систему экологической сертификации, содержащую:
· комплекс нормативных документов, устанавливающих принципы, нормативы и правила экосертификации;
· систему органов, обеспечивающих организационно-методическое руководство деятельностью по проведению экосертификации, аттестацию экспертов-аудиторов и аккредитацию органов по экосертификации, проведение экосертификации, инспекционного контроля и информационное обслуживание;
· реестр системы для учета органов по экосертификации, сертифицированных объектов, выданных экосертификатов.
Эта система строится на следующих принципах:
· наличия собственной организационной структуры;
· независимости органов по экосертификации от участвующих сторон;
· установление собственных правил и процедур управления для проведения экосертификации;
· взаимодействия на основе соглашений с иными системами сертификации (система сертификации ГОСТ Р, система гигиенической сертификации).
Экологическая сертификация может проводиться как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Обязательная экосертификация проводится в случаях, предусмотренных законодательством РФ, республик в составе РФ. Добровольная сертификация осуществляется в рамках Системы в тех случаях, по которым в законодательных актах РФ не предусмотрено проведение обязательной экосертификации. Она выполняется по инициативе заявителя на основе договора между органом по сертификации и заявителем. |
![]() |
Механизм достижения цели экосертификации включает в себя:
· установление требований по обеспечению экологической безопасности;
· контроль соблюдения установленных требований;
· меры правового и экономического воздействия для обеспечения выполнения требований по обеспечению экологической безопасности.
Работы по сертификации в рамках Системы осуществляют органы по экосертификации, испытательно-аналитические лаборатории (центры), экоаудиторы, которые должны быть аккредитованы или аттестованы в установленном порядке. Органы по экосертификации аккредитуются в Системе на право проведения работ, испытательно-аналитические лаборатории – на техническую компетентность и независимость.
Информация об объектах, прошедших экосертификацию, включается в Перечень, который ежегодно публикуется. В случае несогласия заявителя с решением органа по экосертификации об отказе в выдаче экосертификата, данное решение может быть обжаловано в федеральном органе Системы.
Рассмотрим функции, выполнение которых предусматривается в рамках Системы.
Рис. 8.1. Функции системы сертификации
Деятельность органов по экосертификации и испытательно-аналитических лабораторий (центров) осуществляется на основе лицензионного договора, заключенного с МПР России.
Порядок проведения работ по экосертификации в рамках Системы в общем виде предусматривает:
· направление заявителем декларации-справки о проведении экологической сертификации конкретного объекта в соответствующий орган по сертификации;
· рассмотрение декларации-заявки;
· выбор испытательной лаборатории(центра);
· проведение исследований или испытаний отобранных (проб) образцов;
· установление соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему требованиям и принятие решения о возможности выдачи экосертификата;
· информирование заявителя о результатах экосертификации;
· выдачу экосертификата на основе положительных результатов сертификации и внесение сертифицированного объекта в Реестр Системы.
Вся деятельность Системы опирается на нормативно-методическую базу:
· законы, законодательные акты, соглашения России, содержащие экологические требования или вопросы экосертификации;
· нормативные документы государственных органов контроля и надзора, содержащие требования по охране окружающей среды;
· международные и национальные стандарты и нормы по экобезопасности;
· комплекс руководящих документов, устанавливающих принципы, организацию, правила и процедуры экосертификации в Системе;
· справочную, отчетную и другую документацию по сертификации;
· перечень объектов, подлежащих экосертификации.
Экономическая деятельность системы осуществляется на основе лицензионных соглашений и хозяйственных договоров. Средства, полученные по лицензионным соглашениям и хоздоговорам, а также иные средства, используемые для организации функционирования Системы, аккумулируются на счете федерального органа Системы.