Нормирование примесей  в атмосферном воздухе

Нормирование примесей в атмосферном воздухе ведется по концентрации, т.е. по количеству вещества в единице объема воздуха при нормальных условиях (обычно в мг/м3).

Для предупреждения загрязнения воздушного бассейна в РФ в законодательном порядке установлены предельно допустимые нормы  вредных веществ в атмосфере.

Основным нормативным санитарно-гигиеническим показателем, определяющим качество атмосферного воздуха, является предельно допустимая концентрация (ПДК). Для отдельных веществ допускается использования ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ), для которых устанавливаются сроки их действия.

Предельно допустимая концентрация (ПДК), мг/м3, — максимальная концентрация примеси в атмосфере, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени, не вызывает патологических изменений или заболеваний у человека и его потомства, устанавливаемых современными методами исследований.

Воздух — это среда, непосредственно окружающая человека и потому прямо воздействующая на его здоровье. Для атмосферного воздуха в 1951 г. были введены ПДК по 10 веществам; теперь нормативы установлены для 643 загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест гигиеническими нормативами ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений».

В основе разработки ПДК для воздуха лежит определение «порогового» содержания в нем того или иного загрязняющего вещества, при котором не будет оказываться ни прямого, ни косвенного воздействия на человека и окружающую среду.

Существует раздельное нормирование содержания вредных примесей в воздухе: в рабочей зоне предприятий и в населенных пунктах (рис.2.2). Необходимость раздельного нормирования определяется условиями восприятия вредных веществ людьми различного возраста и состояния здоровья. Значения ПДК в рабочей зоне менее жестки, так как в данной зоне период воздействия загрязняющего вещества ограничен продолжительностью рабочего дня.

Рис. 2.2. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере

 

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – территории определенной протяженности и ширины, располагающиеся между предприятиями и источниками загрязнения и границами зон жилой застройки. Протяженность СЗЗ устанавливается таким образом, чтобы содержание вредных примесей  в атмосферном воздухе снижалось путем рассеивания до безопасных уровней на границе СЗЗ.

Минимальные протяженности СЗЗ для предприятий:

I класс 1000 м,

II класс – 500 м,

III класс 300 м,

IV класс – 100 м,

V класс – 50 м.

 

Обычно содержание примесей в воздухе рабочего помещения больше, чем на площадке предприятия, и тем более за ее пределами, поэтому для каждого вредного вещества в воздухе устанавливают, по крайней мере, два нормативных значения:

ПДК в воздухе рабочей зоны (ПДКрз), под которой понимают пространство в двух метрах от пола, где находятся места пребывания рабочих;

ПДК в атмосферном воздухе ближайшего населенного пункта (ПДКав) среднесуточная (ПДКсс) или максимальная разовая (ПДКмр).

ПДКрз — это максимальная концентрация, которая при ежедневной, кроме выходных дней, работе в течение 8 часов или другой продолжительности рабочего дня, но не более 40 часа в неделю, в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний у работающих и их детей, обнаруживаемых современными методами исследований. (На основании статьи 91 ТК РФ рабочая неделя в России не может превышать 40 часов в неделю. Это общая максимальная норма рабочего времени для всех работников, как постоянных, так временных и сезонных, а также независимо от того, какой у них график).

Следовательно, при нормировании вредных веществ в воздухе производственных помещений учитывается время пребывания людей в зоне загрязнения. На территории предприятия содержание примесей принимается равным 0,3 ПДКр.з., так как этот воздух используется для приточной вентиляции.

В настоящее время постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.02.2018 г. № 25 были утверждены гигиенические нормативы ГН 2.2.5.3532-18 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны», которые начали действовать с 4 мая 2018 г. В новом перечне ПДК вредных веществ представлены 2495 позиций.

Соблюдение гигиенических нормативов 2.2.5.3532-18 является обязательным для организаций и ИП, деятельность которых связана с:

Поэтому руководителям и специалистам необходимо будет позаботиться об обновлении своих программ производственного контроля с учётом новых ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.02.2018 г. № 25 предусмотрено, что новые гигиенические нормативы будут применяться до 10 февраля 2028 года.

ПДКсс — это максимальная концентрация загрязнителя, которая на протяжении всей жизни человека не должна оказывать на него и его потомство вредного влияния, включая отдаленные последствия на окружающую среду в целом.

Необходимость такого раздельного нормирования определяется тем, что на предприятии в течение рабочего дня работают практически здоровые люди, а в населенных пунктах круглосуточно находятся не только взрослые, но и дети, пожилые и больные люди, беременные и кормящие женщины и др. Поэтому, например, для диоксида серы (SO2) ПДКр.з. = 10 мг/м3, а ПДКс.с. = 0,5 мг/м3. Для метилмеркаптана CH3SH (метатиол) эти показатели равны 0,8 и 9 · 10-6 мг/м3 соответственно.

Для атмосферного воздуха городских и сельских поселений устанавливают максимальную разовую предельно допустимую концентрацию ПДКмр и среднесуточную ПДКсс.

Для большинства веществ определены максимальные разовые ПДК (ПДКмр) и среднесуточные ПДК (ПДКсс), однако есть группа веществ, для которых установлены или ПДКмр, или ПДКсс.

Напомним, что с позиций экологии ПДК вредных веществ имеют смысл верхнего предела устойчивости организма, при превышении которого то или иное вещество (т.е. фактор) становится лимитирующим.

Все загрязняющие вредные вещества в токсикологии принято оценивать по их воздействию на организм. Наиболее характерными являются собственно токсические (резорбтивные) и рефлекторные (органолептические) воздействия.

Рефлекторные реакции могут проявляться в форме ощущения запаха, световой чувствительности и т.п. Резорбтивное действие, т.е. действие вещества после его всасывания в кровь, может быть общетоксическим, канцерогенным, мутагенным и др.

Эти обстоятельства вызвали необходимость устанавливать для загрязняющих воздух веществ два вида предельно допустимых концентраций: максимальную разовую и среднесуточную. Первая вводится с целью предупреждения негативных рефлекторных реакций (ощущение запаха, изменение биоэлектрической активности головного мозга, световой чувствительности глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений (до 20 мин). и обозначается ПДКмр, а вторая - для предотвращения неблагоприятного влияния на здоровье населения при длительном поступлении атмосферных загрязнений в организм (предупреждения общетоксического, канцерогенного и мутагенного действия) (ПДКсс). Для веществ, имеющих только среднесуточные ПДК, при использовании расчетных методов определения степени загрязнения атмосферы используются ПДКсс.

Кроме того, для воздуха мест массового отдыха населения, территорий размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации предусмотрен норматив - 0,8 ПДК.

К местам массового отдыха населения относят территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, курортные зоны, территории размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных и садово-огородных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и их сооружения на открытом воздухе).

Максимально-разовая ПДК является основной характеристикой опасности вредного вещества. Наибольшая концентрация каждого вредного вещества в приземном слое атмосферы С не должна превышать максимально разовой ПДК :

 

(2.1)

                                         

Для оценки загрязнения воздуха на территориях курортов, мест массового отдыха населения используется 0,8 ПДК атмосферных загрязнений. 

С целью защиты зон, на которых расположены жилые массивы, и селитебных территорий от воздействия загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу вместе с промышленными выбросами, требуется отделять предприятия свободными территориями – санитарно-защитными зонами (СЗЗ).

СЗЗ – территории определенной протяженности и ширины, располагающиеся между предприятиями и источниками загрязнения и границами зон жилой застройки. Протяженность СЗЗ устанавливается таким образом, чтобы содержание вредных примесей  в атмосферном воздухе снижалось путем рассеивания до безопасных уровней на границе СЗЗ.

Каждому предприятию в соответствии со степенью его опасности присваивается определенный класс и в зависимости от класса устанавливается нормативная ширина СЗЗ. Минимальные протяженности СЗЗ для предприятий I класса составляют 1000 м, II класса – 500 м, III класса – 300 м, IV класса – 100 м, V класса – 50 м.

В атмосферном воздухе, как правило, находится несколько загрязнителей, которые могут обладать однонаправленным действием. Например, при наличии в воздухе соединений азота и углеводородов, под воздействием солнечного света могут образовываться фотооксиданты, токсичность которых в несколько раз выше, чем у исходных компонентов.

При совместном присутствии в атмосферном воздухе нескольких веществ возникает комбинированное действие загрязняющих веществ. Если загрязнители обладают эффектом суммации, то сумма отношений концентраций к ПДК не должна превышать 1 (единицы) при расчете по формуле:

 

(2.2)

где С1п – фактические концентрации вредных веществ в воздухе в одной и той же точке местности, мг/м3;

ПДК1, ПДКп – максимально-разовые предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе атмосферы, мг/м3.

Комбинированное действие вредных веществ - это одновременное или последовательное действие на организм нескольких ядов при одном и том же пути поступления.

При совместном присутствии в атмосферном воздухе азот диоксид и сера диоксид обладают частичной суммацией действия, сумма их концентраций не должна превышать 1,6 при расчете по формуле 2.3:

 

(2.3)

где С1п – фактические концентрации вредных веществ в воздухе в одной и той же точке местности, мг/м3;

ПДК1, ПДКп – максимально-разовые предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе атмосферы, мг/м3.

Наряду с ПДК для каждого источника выбросов в атмосферу устанавливается предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ, исходя из условия, что выбросы вредных веществ от данного источника и совокупности источников населенного пункта, с учетом развития промышленных предприятий, не создадут концентрацию, превышающую ПДК для населения, растительного и животного мира.

При установлении ПДВ для какого-либо источника загрязнений необходимо учитывать фоновую концентрацию от остальных источников загрязнения, действующих в данной местности. ПДВ измеряется в г/с.

При совместном присутствии эффектом неполной суммации обладают следующие группы веществ: 1) вольфрамат натрия, парамолибдат аммония, свинца ацетат (коэффициенты комбинированного действия, https://www.garant.ru/files/2/4/1159642/pict1093-71750374.png , равен 1,6); 2) вольфрамат натрия, мышьяковистый ангидрид, парамолибдат аммония, свинца ацетат (https://www.garant.ru/files/2/4/1159642/pict1094-71750374.pngравен 2,0); 3) вольфрамат натрия, германия диоксид, мышьяковистый ангидрид, парамолибдат аммония, свинца ацетат (https://www.garant.ru/files/2/4/1159642/pict1095-71750374.pngравен 2,5); 4) азота диоксид, серы [9].

Не обладают эффектом суммации 2-х, 3-х и 4-х компонентные смеси, включающие диоксид азота и/или сероводород и входящие в состав многокомпонентного загрязнения атмосферного воздуха, если удельный вес концентраций одного из них, выраженный в долях соответствующих максимальных разовых ПДК, составляет: в - 2-х компонентной смеси более 80%; - в 3-х компонентной - более 70%; - в 4-х компонентной - более 60 %.

 

Регламентация поступления загрязняющих веществ в атмосферу

На сегодняшний день загрязнение атмосферного воздуха является одной из основных причин неблагоприятной экологической ситуации. Одним из способов ограничения такого негативного воздействия на окружающую среду является нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Все юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов (том ПДВ). Данное требование установлено Федеральным законом от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха. В целях охраны атмосферного воздуха для хозяйствующих субъектов (объектов I - III категорий негативного воздействия на окружающую среду (НВОС)), имеющих стационарные источники выбросов, с 1.01.2019 г. устанавливаются нормативы допустимых выбросов (НДВ), временно разрешенные выбросы (ВРВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

С 01.01.2019 г. разработка нормативов допустимых выбросов необходима:

1) Для объектов I категории негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) в составе КЭР для веществ I, II класса опасности (п.3 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
        2) Для объектов II категории НВОС: - В составе декларации о воздействии на окружающую среду (п.4 ст.31_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). - В составе КЭР при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (п.12 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

3) Для объектов III категории НВОС, при наличии в выбросах веществ I, II класса опасности веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (п.4 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).
4) Для объектов IV категории НВОС, разработка нормативов допустимых выбросов не требуется (п.5 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Для предприятий, которым не была присвоена категория НВОС также не требуется разработка нормативов допустимых выбросов.

Объект, оказывающий НВОС - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории (ч. 1 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):

- I категория - объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ);

- II категория - объекты, оказывающие умеренное НВОС;

- III категория - объекты, оказывающие незначительное НВОС;

- IV категория - объекты, оказывающие минимальное НВОС.

Критерии определения категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. N 1029.

Проект нормативов предельно допустимых выбросов разрабатывается в соответствии с:

-ГОСТ 17.2.3.02-2014 "Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями";

-Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утвержденными Приказом Госкомприроды СССР от 01.01.1989 г. и другими нормативно-правовыми и методическими документами;

-Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные Приказом Минприроды России от 06.06.2017 г. N 273.

Основой для проведения работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются (п.8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. N 183):
- результаты инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих хозяйствующих субъектов);
- данные проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструируемых хозяйствующих субъектов).
Исходя из данных о результатах инвентаризации, определяются источники выбросов и перечни загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, в соответствии с действующими нормативными документами. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р.

Указанные документы позволяют определить (рассчитать) ПДВ для каждого конкретного источника загрязнения воздуха в атмосфере на предприятии из условия, чтобы сумма создаваемых всеми предприятиями приземных концентраций данного вещества или их комбинация не превышала ПДК. Нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу являются средством текущего контроля деятельности предприятия.

Они предназначены для осуществления государственного контроля за состоянием и охраной атмосферного воздуха, установления размеров экологических платежей за загрязнение атмосферы, наложения штрафов и предъявления исков о возмещении ущерба при нарушении законодательства в области охраны атмосферы, оценки эффективности воздухоохранных мероприятий.

На основании установленных ПДВ, надзорные органы выдают природопользователям разрешения на выбросы. Разрешением устанавливаются количества загрязняющих веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух предприятием при соблюдении условий, тем самым, ограничивая воздействие на окружающую среду. При отсутствии разрешения, а также при нарушении условий, предусмотренных данным разрешением, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения влечет наложение административного штрафа (п.1 ст.8.21 КоАП РФ):

- на граждан - от 2 000 до 2 500 руб.;

- на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - от 180 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нормативы ПДВ и размеры СЗЗ определяются на основе расчётов рассеивания загрязняющего вещества (ЗВ) в атмосферном воздухе.

Основой методов расчета рассеивания для установления ПДВ является максимальное значение приземной концентрации Cм.

В связи с тем, что полностью уловить пыле- и газообразные примеси в отходящих газах практически невозможно, и выделение в атмосферу некоторой части вредных веществ пока еще неизбежно, их подвергают рассеиванию в атмосфере через высотные трубы для того, чтобы концентрация вредного вещества в приземном слое атмосферы не превышала предельно допустимую максимальную разовую концентрацию.

При установлении ПДВ для какого-либо источника загрязнений необходимо учитывать фоновую концентрацию от остальных источников загрязнения, действующих в данной местности. ПДВ измеряется в г/с.

Одиночный точечный источник загрязнения атмосферы на практике встречается очень редко. Однако для понимания общей картины рассеивания за основу берут расчет рассеивания выбросов от данного источника.

Расчет рассеивания выбросов и установление нормативов ПДВ осуществляется в соответствии с методами расчета, утвержденными Приказом Минприроды от 6 июля 2017 года № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» (далее – Приказ 273), по заданным характеристикам источника загрязнения как расчет максимальной приземной концентрации.

Методы подлежат обязательному применению с 01.01.2018, предназначены для расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных), в том числе включенных в перечень веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Методы применяются при определении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработке перечня мероприятий по охране окружающей среды в составе разделов проектной документации; при обосновании ориентировочных размеров санитарно-защитных зон. Они нужны для разработки и обоснования организационно-технических мероприятий, влияющих на уровень загрязнения атмосферного воздуха. Методы позволяют оценить воздействие намечаемой хозяйственной или иной деятельности на качество атмосферного воздуха, фоновые концентрации загрязняющих веществ.

Приземная разовая концентрация вредных загрязняющих веществ при выбросе газовоздушной смеси (ГВС) из одиночного точечного источника с круглым устьем достигает максимального значения при неблагоприятных метеорологических условиях (опасной скорости ветра  на расстоянии Xм, м, от источника выброса.

Максимальную приземную разовую концентрацию загрязняющих веществ Cm  определяют по формуле 2.4:

 

(2.4)

где

A - безразмерный коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы, т.е. определяющий условия вертикального и горизонтального рассеивания загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферном воздухе. Коэффициент А соответствует неблагоприятным метеорологическим условиям, при которых концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе максимальна (для Москвы и Московской области А=140);

М – масса загрязняющего вещества воздух в единицу времени (мощность, выбрасываемого в атмосферный воздух выброса) вредного вещества, г/с. Значение М следует относить к 20 - 30-минутному периоду осреднения исходя из реально возможных при безаварийных условиях эксплуатации предприятия в течение года, при которых достигается максимальная концентрация Cm ЗВ. В том числе и в случаях, когда продолжительность выброса менее 20 минут и принимать в соответствии с действующими для данного производства (процесса) нормативами;

ΔT   – разность температур выбрасываемых газов и атмосферного воздуха;

F - безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (газообразных и аэрозолей, включая твердые частицы). Значение безразмерного коэффициента F при отсутствии данных о распределении на выбросе частиц аэрозолей по размерам определяется следующим образом:

- для газообразных ЗВ и мелкодисперсных аэрозолей диаметром не более 10 мкм F = 1;

- для аэрозолей (за исключением мелкодисперсных аэрозолей диаметром не более 10 мкм) при наличии систем очистки выбросов значение безразмерного коэффициента F приведено в табл. 2.

Таблица 2 - Значения коэффициента F в зависимости от степени очистки

Степень очистки

Коэффициент F

При среднем эксплуатационном коэффициенте очистки выбросов свыше 90%

2

При среднем эксплуатационном коэффициенте очистки выбросов от 75% до 90% включительно

2,5

При среднем эксплуатационном коэффициенте очистки выбросов менее 75% или отсутствии очистки выбросов

3

Вне зависимости от эффективности очистки значение коэффициента F принимается равным 3 при расчетах концентрации пыли в атмосферном воздухе для производств, в выбросах которых содержание водяного пара соответствует температуре точки росы, которая выше используемой в расчетах температуры атмосферного воздуха на Тв 5°С и более;

m, n - безразмерные коэффициенты, учитывающие условия выхода газовоздушной смеси из устья источника выброса;

η – безразмерный коэффициент, учитывающий влияние рельефа местности; в случае ровной или слабопересеченной местности с перепадом высот, не превышающим 50 м на 1 км, η = 1. Если перепад высот превышает 50 м на 1 км, то коэффициент η устанавливается на основе анализа картографического материала;

Н - высота источника выбросов загрязнений над уровнем земли, м;

V1 – расход газовоздушной смеси, исходящей из трубы, за единицу времени, (м3/с), определяемый по формуле 2.5:

 

(2.5)

где D – диаметр устья источника выброса, м;

ω0 – средняя скорость выхода газовоздушной смеси из устья источника выброса, м/с;

∆T - это разность температур выбрасываемой газовоздушной смеси Tг и температурой окружающего атмосферного воздуха Тв, °С.

При определении величины ∆T для предприятий, работающих по сезонному графику, допускается принимать значения расчетной температуры окружающего атмосферного воздуха Тв равными средним месячным температурам воздуха за самый холодный месяц по СП 131.13330.2012 Свод правил. "Актуализированная редакция СНиП 23-01-99* Строительная климатология".

Для остальных источников выбросов расчетная температура Тв принимается равной средней максимальной температуре воздуха наиболее теплого месяца года по СП 131.13330.2012 Свод правил. "Актуализированная редакция СНиП 23-01-99* Строительная климатология".

Вышеприведенная формула используется при расчетах рассеивания выбросов от дымовых труб, вентиляционных шахт, а также от источников организованного выброса загрязняющих атмосферный воздух веществ из установленных отверстий (далее – от точечных источников выброса) при условии, что скорость ω0 выхода ГВС из устья источника выброса не превосходит скорости звука в атмосферном воздухе (т.е. менее 330 м/с), а температура Tг ГВС не превышает 3000°С.

Мощности М выброса, высоты источников H, диаметры устьев D, температуры Tг и расходы V1 ГВС при проектировании предприятий должны определяться расчетом в технологической части проекта (для проектируемых, вводимых в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов), а для действующих производств должны определяться по результатам инвентаризации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Если вместо значения Сm подставить ПДК конкретного вещества, то можно получить предельное значение мощности выбросов М данного вещества, т.е. предельно допустимый выброс.

Таким образом, регламентация выбросов в атмосферу осуществляется путем установления ПДВ вредных веществ.

Нормативы воздействия (нормативы выбросов) определяют ограничения  на поступление загрязняющих веществ в окружающую среду от различных источников. В свою очередь нормативы выбросов делятся на две категории:

1) количественные ограничения на объем и концентрацию выбросов (например, объемы предельно-допустимых выбросов\сбросов);

2) технологические стандарты на оборудование или технологические процессы (например, нормативы наилучших доступных технологий).

Технологические нормативы - нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей.

Технологические показатели - показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги

Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.